Пуатье. Автобусом FLIXBUS в Ля-Рошель. Бискайский залив

Порт Ля-Рошель

Следующим по нашему плану был прибрежный город-крепость Ля-Рошель. Поскольку наш автобус уходил туда достаточно рано, в 13:15, мы решили быстренько пробежаться по Старому городу, заглянуть в старинный Собор Норт-Дам ля Гранд и подняться на смотровую площадку Бельведер де Дюн (Belvédère des Dunes).

Когда мы вышли в город утром, оказалось, что по субботам он очень даже оживленный - народ вываливает на улицы и гуляет, гуляет, гуляет. Кто-то поет, кто-то показывает фокусы, кто-то пьет утренний кофе в уличной кафешке - в общем, жизнь кипит.

Дойдя до Собора, мы обнаружили огромнейший рынок на площади вокруг. Здесь было все: миллиард и один сорт сыра, вкуснейшие колбаски всех форм и размеров, овощи, половину из которых мы просто ни разу не видели, пирожки, которые напекли местные бабушки, - такой вот праздник живота. Дальше все было как в тумане... Какая уж там смотровая площадка! По 10 раз мы обошли одни и те же ряды - такое все было красивое и аппетитное. Естественно, мы поняли, что уйти отсюда с покупкой - дело чести. Проблема была одна - выбрать.

Тут нам на глаза попался стенд с обычными почтовыми открытками. Учитывая, что мы обещали подписчикам выслать несколько открыток, решили изучить ассортимент. Наше внимание привлекла серия, где были изображены различные традиционные пуатьесские блюда с рецептами. Одним из них был "Турто Фромаже" (Tourteau Fromager) - странная штуковина, похожая на пирог с черной коркой сверху. Рецепт не очень прояснил ситуацию, но мы поняли, что это действительно какое-то мучное изделие с добавлением сыра. Но что именно там за тесто, сладкое это блюда или соленое, было непонятно. И тут буквально неподалеку от открыток мы увидели их - круглые куски, похожие на головки сыра, с омерзительной угольной черной шапкой сверху. Покупатели расхватывали эти штуковины, как горячие пирожки. Ну, раз местные берут, то и нам надо, - решили мы, и вот всего за 3,5 евро это "чудо" было у нас в руках. Но съели мы его только вечером, в Ля-Рошели.

Источник: pinterest.com

Надо ли говорить, что после рейда по рынку, времени оставалось только быстро забежать в Собор и возвращаться в отель за вещами. Так вот о Соборе. Он просто потряс все наше воображение. Внутри сохранилось большинство средневековых фресок - ими разрисовано буквально все: стены, потолок, колонны. Такой красоты мы не видели никогда, казалось, будто мы перенеслись в какое-то древнее время. Я, конечно, не мастер художественного слова, но именно тут мы поняли, что не зря приехали в Пуатье. Ну ладно, на самом деле, мы это еще на рынке поняли:-)

Старый порт Ля-Рошели

Наш автобус все той же компании Flixbus отходил с автовокзала, здание которого справа примыкает к железнодорожному. Автовокзал очень удобный: крытое здание, если зал ожидания с сидениями, электронное табло, где указаны нужные платформы, и вообще все очень даже цивилизовано. Мы пришли где-то за полчаса до отправления и наш автобус уже стоял на платформе (правда, почему-то не на своей, а на соседней). На всякий случай скажу, что на каждом автобусе есть электронное табло, которое указывает номер маршрута и направление, так что, сверившись с билетами, мы сразу смогли заприметить свой и не уехать на чужом (не сказать, что водители сильно вчитываются в билеты, тут вся ответственность лежит на пассажире). Билеты из Пуатье в Ля-Рошель обошлись нам всего в 9,90 евро на человека. Для сравнения: билет на поезд по данному направлению стоил 25,10 евро (при условии достаточно раней покупки можно поймать ж/д билеты за 17,50 евро). Время в пути на автобусе - около 2,5 часов. Отправились мы четко по расписанию, приехали даже немного раньше.

Набережная Ля-Рошели

Ля-Рошель покорил нас сразу. Прямо с величественного здания ж/д вокзала в стиле "сталинский ампир". Башня вокзала, между прочим, значительно выше портовых башен города, а это что-нибудь да значит. Фасад здания тоже не подкачал, богато украшенный изображениями обитателями морского мира.

Кстати, несмотря на то, что Ля-Рошель достаточно северный город, похож он на настоящий курорт: солнце палит, повсюду пальмы и домики, обшитые вагонкой, пахнет морюшком (именно так). Непонятно, кому вообще нужен этот Лазурный берег.

Наш отель Première Classe La-Rochelle Les Minimes находился в порту Ле Миним, в 20-30 минутах ходьбы от вокзала. Номер на одну ночь на двоих без завтрака нам обошелся в 51,48 евро. Отель отличный, только слегка далековат от Старого порта (пешком около 10-15 минут), и вай-фай мог бы быть получше. Рядом с отелем - наш любимый Карфур.

Ля-Рошель. Фонарная башня

Быстро заселившись, мы отправились в супермаркет за ужином (27 евро на двоих), а затем знакомиться с городом. По городу пошли самым очевидным маршрутом - в Старый порт последовательно от одной башни к другой через старый город и затем на пляж.

Башни в Старом порту, а их здесь три - Цепная (Tour de la Chaîne), Святого Николая (Tour de Saint-Nicolas) и Фонарная (Tour de la Lanterne), делают весь облик города. На любой картинке, открытке, книжке первым делом изображается вид с этими башнями, напоминающий о том, что город был когда-то основан тамплиерами. Нашим людям Ля-Рошель известен двумя моментами: битвой при Ля-Рошели 1372 года (которую все мы проходили в школе при изучении Столетней войны, именно эта битва позволила французам получить превосходство в море над англичанами) и упоминанием в романе А. Дюма "Три мушкетера" (там герои участвовали в осаде Ля-Рошели). Кстати, если внимательно ходить по Старому порту, можно даже встретить Д'Артаньяна:-)

Старый город Ля-Рошели

Помимо башен, отличительная особенность города - большое количество зданий с аркадами (в Старом городе) или обитых разноцветной вагонкой (как будто ты в каком-нибудь американском прибрежном городке, а вовсе не во французском). На набережной башня с огромными часами - тоже предмет особой гордости ля-рошельцев - и, конечно же, морепродукты повсюду, даже в виде уличной еды. По городу хочется гулять и гулять, дышать свежим морским воздухом и впитывать все эти ароматы ракушек и водорослей. В общем-то мы сразу поняли, что одной ночи нам тут будет маловато, нужно было брать 2-3, как минимум. Плюс гуляя по набережной, мы выяснили, что отсюда делают небольшие (на 1-3 часа) морские прогулки до Форта Бояр (Fort Boyard - да-да, того самого, где живет старец Фура, но в сам Форт не пускают, его можно осмотреть только с воды), острова Экс (Ile d'Aix - интересен тем, что во время Столетней войны переходил то под английский, то под французский контроль, а также тем, что именно здесь был арестован Наполеон I - сюда ездят смотреть многочисленные фортификационные сооружения и маяки), острова Олерон (Ile d'Olèron - здесь, между прочим, активно разводят устриц, если вы понимаете намек) - круизные услуги предоставляет масса компаний, рекламы которых повсюду можно увидеть в порту. Примерная стоимость билета на взрослого 17,5 евро, на ребенка - 12,5 (если ехать на пароме).

Вид на башни. Ля-Рошель

Передвигаясь от башни к башне вдоль набережной, можно прийти прямиком на пляж. Для нас это был полнейший восторг! Когда мы пришли, был как раз отлив - вода ушла очень далеко от набережной (метров на 50), и люди ходили по океаническому дну, изучая подводные растения, ракушки всех форм и размеров и даже некоторых морских обитателей. Кто бы знал, что уже на следующее утро вся эта красота целиком и полностью скроется под водой. А еще тут очень здорово встречать закаты и рассветы:-) Вернувшись домой, мы первым делом попробовали пуатьесский деликатес - турто фромаже. В Интернете мы вычитали, что его можно есть двумя способами: выковырять мякоть, выбросив оболочку, или же кушать прямо с черной горелой коркой (мол, вкус так пикантнее, ага). Мы ели с коркой. Мякоть имеет ярко выраженный аромат козьего сыра и текстуру губки, сам пирог в меру сладкий (оболочка из теста вообще пресная). Даше он напомнил чизкейк, а мне мягкий и безумно нежный сочник. В общем, штука действительно была вкусная. Черная корка, конечно, на любителя (на мой вкус, лучше без нее, но Даше понравилось), плюс от нее есть легкий эффект активированного угля (просто имейте это себе в виду:-).