Прекраснейший Сен-Мало. Отлив. Едем в Руан через Кан

Франция. Сен-Мало.

Немного о городе Сен-Мало. Город располагается в регионе Бретань на берегу Ла-Манша, кстати, неподалеку от всем известного монастыря Мон-Сен-Мишель. И хотя Мон-Сен-Мишель значительно популярнее у иностранных туристов, в т.ч. россиян, в Сен-Мало приливы гораздо эффектнее и сильнее. Это объясняется особым географическим положением города. Именно поэтому здесь в 1967 году возвели крупнейшую в Европе приливную электростанцию. А еще тут явно есть, чем заняться, кроме того, как полдня ходить вокруг одной и той же горы. В Средние Века Сен-Мало служил крепостью, а позднее - убежищем пиратов. Вообще на местном сайте туристического офиса Сен-Мало позиционируется именно как "корсарский" (т.е. пиратский) город. На самом деле такая характеристика абсолютно соответствует его внешнему виду и атмосфере. Здесь даже наверное можно было бы снять "Пиратов Карибского моря", правда, без Карибского моря:-) Как выяснилось, здесь же живет наш писатель Борис Акунин - ну, мало ли, кто интересуется или в гости зайти хочет...

А вот для французского сердца этот город, прежде всего, мил из-за того, что здесь родился и похоронен известнейший писатель-романтик Франсуа-Рене де Шатобриан, который также был популярен в России вплоть до XIX века. В советское же время его произведения впали в немилость и перестали издаваться и изучаться вплоть до 80-х годов XX века.

Франция. Сен-Мало. Вид на Кафедральный Собор Сен-Мало

Вообще одного дня в Сен-Мало явно мало. Мы, конечно, много успели посмотреть, но планировали значительно больше. Да и сам город производит настолько приятное впечатление, что так и хочется задержаться там подольше.

Самое интересное, чего мы ждали с большим нетерпением, - это потрясающе сильный отлив, начало которого ожидалось около девяти утра. Поэтому первым делом мы рванули на набережную, с которой очень удобный выход на пляж. По дороге перекусили свежайшими горячими куинь-аманнами с кофе, благо, что это Бретань и тут такого добра на каждом углу. Мы, в частности, посетили Boulangerie Patisserie de la Cathédrale - булочную, которая находится прямо у подножья Кафедрального Собора Сен-Мало. Честно говоря, то, что мы увидели, полностью превзошло наши ожидания: вода уходила очень быстро, прямо-таки из-под ног, обнажая гладкое песчаное дно и каменные дорожки, выстроенные специально для прохода к островам - Большому Бе (Grand Bé) и Маленькому Бе (Pétit Bé). Неподалеку от них находится Национальный Форт, который открыт для посещения с мая по сентябрь Мы, к сожалению, туда не попали, т.к. были там в апреле.

На Большом Бе расположена могила Шатобриана и останки фундамента старой фортификационной башни. Этот остров, на мой взгляд, самый живописный - с него открывается просто потрясающий вид на открытый океан. Он находится ближе к берегу, соответственно, во время прилива, сначала появляется доступ именно к нему, и только через несколько часов полностью открывается каменная дорога к Маленькому Бе. Территория Маленького Бе занята Фортом Вобан, построенным в XVII в. По Форту проводятся 30-минутные экскурсии (взрослый билет - 5 евро, детский - 3 евро, до 7 лет - бесплатно), расписание зависит от погоды и доступности острова в конкретный день, т.к. сила приливов и отливов различается. Понять, открыт ли Форт для посещения можно по поднятому над ним флагу. То же самое, кстати, касается и Национального Форта. С примерным расписанием работы можно ознакомиться в специальном календаре на сайте Маленького Бе (календарь посередине страницы справа, даты кликабельны).

Франция. Сен-Мало. Начало отлива

Пока мы ждали "расчистки" дороги до Маленького Бе, успели пару часов погулять по городу и зайти в традиционную блинную Crêperie Gallo с бретонскими галетами (блинами из гречневой муки) и сидром (галета, сладкий пшеничный блин и чашка сидра - около 14 евро c человека).

Франция. Сен-Мало. Вид с Большого Бе на Маленький Бе

Куда еще можно сходить во время ожидания? В городе на приколе стоит почти настоящий пиратский корабль - Étoile du Rois ("Звезда Короля"). "Почти" предполагает, что это, конечно, стилизация под старинные интерьеры пиратских кораблей. Но корабль сам по себе действующий и даже выходит в открытое море - во время праздников или если его бронируют для частного мероприятия. Во время нахождения "Звезды" в порту ее можно посетить: стоимость билета на взрослого составляет 6 евро. Мы туда сходить, к сожалению, не успели, но отзывы про корабль в Интернете очень хорошие. Уже хочется вернуться и все-таки туда попасть.

Франция. Кан. Вид на город со стены Канского Замка

В 4 часа вечера у нас был поезд в норманский город Кан (Caen, к Каннам не имеет никакого отношения:-). Нет, этот город как туристический объект нас совершенно не интересовал. Мы с Дашей направлялись в Руан, а хотя он находится не так далеко от Сен-Мало, прямых маршутов между этими городами не существует - ни железнодорожных, ни автобусных. Доехать за один день в Руан с пересадкой можно, до во-первых, дорога займет 5,5-6 часов, а во-вторых, все пересадочные маршруты идут через Париж, отчего цена, естественно, тоже возрастает. Ехать таким образом нам было совершенно не удобно, поэтому по карте мы нашли крупный транспортный узел, расположенный между Сен-Мало и Руаном. Им оказался Кан. Таким образом, было решено доехать туда, переночевать, и на следующий день утром сразу ехать в Руан.

Надо сказать, что до Кана тоже путь не близкий, и нет прямых маршрутов, зато есть очень удобные с небольшими пересадками. Наш билет, например, включал 38-минутную пересадку в местечке Доль-де-Бретань (Dol de Bretagne). Стоимость билета - 26,5 евро. По дороге, кстати, поезд проезжает станцию Понторсон (Pontorson), на которой нужно выходить, если вы хотите попасть в Мон-Сен-Мишель. От этой станции ходит автобус-шаттл, который днем довозит туристов до парковки недалеко от зоны кемпинга. А дальше, если хотите к монастырю, надо идти пешком. Вечером оттуда уехать проблематично, отелей поблизости достаточно, но на жилье очень завышены цены, и номера очень быстро разбираются. В общем-то, это все причины, по которым мы решили не тратить время на Мон-Сен-Мишель. А еще, если из поезда смотреть в окно внимательно, можно увидеть силуэт монастыря на горизонте. Это так, для сведения.

В общей сложности дорога до Кана заняла чуть более 3-х часов и в восемь вечера мы уже заселялись в отель на нашу "вынужденную" ночевку. Выбор свой, как обычно, остановили на гостинице, находящейся в непосредственной близости от вокзала - Ibis Budget Caen Gare. Отель в целом неплохой, ванная, опять же, в виде пластиковой капсулы - все, как и в других аналогичных отелях сети Ibis.

Франция. Кан. Канский Замок

Разместившись в отеле, мы пошли в супермаркет за ужином (13 евро с человека), а заодно решили немного прогуляться по центру города - шли от здания ж/д вокзала до Канского замка - по улице Сен-Жан (Rue Saint-Jean) мимо Церквей Святого Иоанна (Eglise Saint-Jean) и Святого Петра (Eglise Saint-Pierre), а также дома Катранов (Maison des Quatrans).

Церкви, конечно, в это время были уже закрыты (хотя посетить их было очень интересно, учитывая их древний вид). Что касается Канского замка, вход на его территорию свободный, внутренний двор достаточно большой и представляет собой что-то вроде парка, где просто гуляли люди. Как мы поняли, в самом замке проходят различные выставки, а не то, что там отовсюду свисают балдахины и можно хоть прямо сейчас проводить балы. Я вот лично люблю разглядывать роскошные замковые интерьеры, художественные и фотовыставки меня не особо интересуют, так что никто не расстроился, что замок уже был закрыт для посещений.

Франция. Кан. Шпиль Церкви Святого Петра

Обойдя территорию замка, мы вернулись в наш отель. Кстати, небольшое наблюдение: Кан находится на 37 месте среди крупнейших городов Франции, но вечером (после 8-9 вечера, точнее) здесь абсолютно спокойно - не то, что в "странном" Пуатье и "революционном" Нанте.